Всем педагогам и родителям давно известно, что дошкольное детство – самый важный период становления личности. Очень важно в эти возрастные периоды социализировать ребенка, дать основные знания, сформировать важные в обществе нравственные качества. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми : - это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои собственные.
Основными особенностями сюжетно – ролевой
игры являются:
1.
Соблюдение
правил.
Правила регламентируют действия ребёнка и
воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется.
Важным этапом дошкольного развития является сюжетно – ролевая игра, где
подчинение правилу вытекает из самой сути игры.
Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям общественной жизни, к людям, к вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
2.
Социальный
мотив игр.
Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой
игре. Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.
Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять
отношение игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный
способ, как он это может сделать, - это пойти в школу.
3. В сюжетно – ролевой игре идёт
эмоциональное развитие.
Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими,
которые в жизни ему ещё недоступны. А.
Н. Леонтьев считает, что в самой глубине
генезиса игры, самих её истоках имеются эмоциональные основания. Изучение
детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребёнок отличает игру от
действительности, в речи дошкольника часто присутствуют такие слова: «как
будто», «понарошку» и «по – правде». Но несмотря на это, игровые переживания
всегда искренни. Ребёнок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку –
куклу, водитель серьёзно озабочен тем, удаётся ли спасти попавшего в аварию
товарища.
С
усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными
и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда
ребёнок подражает космонавтам, он передаёт своё восхищение ими, мечту стать
таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное
дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.
Сюжетно –
ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.
4.
В
ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
Развитие замысла сюжетно – ролевой игры связано с
общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей
дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным
видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они
стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими,
иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры («в
моряков», «лётчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь.
При этом, наблюдается не повторение
одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение задуманного
сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся
целенаправленными. Так, во время «морского путешествия» то один, то другой
участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно
моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили в зоопарк,
в Антарктиде кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и
в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления
жизни. Уже в конце третьего и на четвёртом году жизни детей можно наблюдать,
что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из
сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные
впечатления. В дальнейшем (на четвёртом
и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры.
Для
осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку необходимы игрушки и разные
предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя
ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим,
наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети старше и более развиты, тем
требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с
действительностью.
5.
Развитие
речи.
В создании образа особенно велика роль слова. Слово
помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров,
согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности
комбинирования связаны с развитием речи,
со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Между
речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и
активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием развития
речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с
помощью слова.
Также имеет особую значимость обучение
сюжетно-ролевой игре с учетом возрастных особенностей, так в младшем дошкольном
возрасте это такие игры как «Магазин», «Больница», «Дочки-матери»,
«Парикмахерская», «Шоферы»(Автобус), «Моряки»,
«Зоопарк».
С каждым годом взросления детей игры усложняются,
добавляются новые, так в средней группе это игры: «Магазин», «Больница», «Дочки-матери»,
«Парикмахерская», «Шоферы»(Автобус),
«Моряки», «Зоопарк», «Кафе», «Детский сад», «Летчики».
- в старшей группе добавляются такие сюжетно-ролевые
игры, как «Строители», «Ателье», «Цирк»,
«Морское путешествие», «Автозаправка», «Поликлиника», «Скорая помощь», «Почта»;
- в подготовительной группе ещё добавляются игры –
«Библиотека», «Школа», «Пограничники», «Космонавты», «Супермаркет», «Банки»,
«Ветеринарная лечебница».
Таким образом, следует помнить, что сюжетно –
ролевая игра способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий