Нередко можно наблюдать такую сцену: под звуки музыки
2-3х летний малыш топчется неуклюже, но удивительно настойчиво и ритмично.
Окружающие его взрослые доброжелательно посмеиваются, не подозревая, что малыш
проявляет одну из главных способностей: живой
интерес к музыке и стремление самобытным способом выразить ритмическую
последовательность звуков.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – вот без чего не может быть
музыканта, будь у него трижды абсолютный слух.
Часто родители услышав, что их ребенок поёт,
«подвирая» мелодию известной песни, безнадежно махнув рукой, говорят: «Нет
слуха! О музыке не может быть и речи!». Но они ошибаются.
Наука и практика доказали, что слух, не говоря уже о
чувстве ритма, поддается развитию. В большинстве случаев ребенок поет неверно
не потому, что лишен такого необходимого качества для музыкантов, как слух, а
потому, что не умеет координировать слух с голосом, не знает, как нужно спеть.
С чего же
начинать? С знакомства с простыми мелодиями, с песнями, которые дети разучивают
в д/с. Напевая песню ребенку и прохлопывая ритм в ладоши, играя с малышом, вы
побуждаете его повторять за собой. Постепенно ребенок сам научиться
простукивать ритм любой простой мелодии, и слух его начнет подчиняться
организующему началу.
Последовательно работая над этим можно усложнять песни. Дети любят петь,
слушать музыкальные сказки, играть в музыкальные игры. Задорные, звонкие, с
четким ритмом мелодии – всегда нравятся ребятам.
Выучив с 3х летним ребенком 5-6 песен, можно даже не
имея инструмента начать «играть» с ним. Первую половину песенки спеть самому, а
закончить песню попросить малыша. Простучать знакомый ритм и попросить малыша
отгадать название мелодии.
Это, разумеется, простые, даже несколько примитивные
формы работы, но они легко доступны всем, и постепенно накапливаясь,
музыкальный опыт ребенка перерастает в небольшой, но ценный для него «багаж».
Все это относится в основном к работе над
метроритмической стороной слуха, координации слуха и голоса (первых навыков).
Одновременно нужно знакомить с содержанием музыки, обращаясь к доступным для
маленьких примером.
НАПРИМЕР: Слушая песню «Голубые санки», обратите
внимание малыша на живой и подвижный характер музыки, на весело бегущие друг за
другом ноты (быстрый темп), на то, как музыка рисует картину полета санок с
горы, на веселое мелькание снежинок (что хорошо слышно во вступлении и
аккомпанементе).
Разговор этот, конечно, надо вести постепенно, каждый
раз обращая внимание ребенка на что-то новое.
После такой «слуховой» работы над песней, рассчитанной
не больше чем на 5-10 минут ежедневных занятий с малышом дома, можно попросить
его пересказать содержание песни и не пугаясь его ошибок, предложить ему напеть
ее. Вырабатывать правильность пения, чистоту интонации надо начать позже.
Это можно делать так: сначала спеть ему 2 звука (лучше
низкий и высокий), добиваясь буквального его повторения. Затем, выслушав
ребенка повторить правильно мелодию, в которой он ошибается.
Потом обратить его внимание на звуки мелодии, указывая
на более низкий и более высокий звук. Такие занятия не пройдут бесследно для
ребенка. Он обязательно заинтересуется музыкой и полюбит ее.
«Все дети – решительно все! – рождаются талантливыми в
той или другой области искусства. Бездарность ребенка – всегда результат
воспитания, точнее же – результат отсутствия воспитания», - утверждает поэт
П.А.Антокольский.
И с этим нельзя не согласиться. Учить музыке не всегда обязательно в
музыкальных школах. Начать занятия можно дома, продолжать в кружках. Для более
способных эти кружки - первый шаг на пути к большому искусству, а остальные
дети получат музыкальное образование «для себя». Ведь это тоже много значит.
Одаренный настоящей любовью к музыке человек, неминуемо будет делиться этой
любовью с другими людьми, приобщая их к музыкальному искусству!
народные игры
Кто из взрослых не помнит игр своего детства?
«Испорченный телефон», «Бояре», «Колечко» - эти многие другие игры создавали
радостное настроение. Народные игры не требуют специального оборудования. Их
можно использовать на прогулке с детьми: можно поиграть в «прятки», «салочки»,
в снежки, строить «снежную бабу».
В вечернее время, когда семья дома, можно использовать
словесные игры: «Чепуха», «Летает - не летает», «Крестики – нолики», которые
развивают память, внимание, веселят всех. Взрослым помогает снять напряжение.
Игра «Холодно - горячо», проводится дома или в дороге.
Использование русских народных игр в организации
детских праздников в семье способствует созданию неповторимой атмосферы радости
и доброжелательности.
Это должны быть наиболее яркие эмоциональные игры,
такие как «Жмурки», «Фанты», «Молчанка». Игры, в которые с малышами играют
близкие взрослые, надолго остаются в памяти и вызывают добрые чувства к родным.
Соблюдение правил в народных играх должно быть
обязательным для всех участников. Ребенок учиться подчинять свое поведение
правилам.
Совместные игры с взрослыми – огромная радость для
ребенка. Однако нельзя доводить занятия играми до пресыщения. Если интерес к
игре ослабевает, её необходимо
закончить, оставляя детям радостную перспективу: «Мы еще поиграем в другой
раз».
Обращение к народным играм обогащает семейный досуг, способствует созданию атмосферы радости, праздника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий